«ОПОРА РОССИИ» представила результаты собственного исследования о состоянии конкуренции в стране


15. 03. 2017

Результаты мониторинга состояния предпринимательского климата, проведенного в феврале текущего года, подтверждают, что для предпринимателей ужесточение конкуренции продолжает оставаться одной из основных проблем.

Большинство респондентов (69%) оценивают конкуренцию как достаточно сильную и очень сильную. Наиболее остро ужесточение конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли (24%), а также в сфере транспортных услуг, строительства и недвижимости (11%). Чаще усиление конкуренции отмечали в сфере недвижимости (83%), услуг связи (75%) и информационных технологий (60%). Это на 7% больше, чем в прошлом году. Только 2% предпринимателей указали на существенное ослабление конкуренции в своей отрасли.

Результаты исследования и предложения для включения в государственный доклад о состоянии конкуренции в России направлены в Федеральную антимонопольную службу.

В частности, от предпринимателей неоднократно поступают жалобы, связанные с наличием острой проблемы демпинга цен в сфере закупок, осуществляемых по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению «ОПОРЫ РОССИИ», требуются меры по сокращению доли участников закупок, не имеющих в достаточной мере ресурсов для исполнения контрактов. Особую обеспокоенность бизнеса вызывает процедура получения лицензии на допуск к государственной тайне для исполнения государственного контракта.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно обращениям членов организации, необходимо уточнить понятие «общедомовое имущество». Деятельность предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающего услуги жителям многоквартирных домов, ставится в зависимость от решений управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Используя свои полномочия, последние перераспределяют рынок в пользу лояльных им или аффилированных с ними организаций. Эта зависимость, в результате, вступает в противоречие с духом антимонопольного законодательства, основанного на равенстве всех участников рынка.

Помимо этого, за счет изменения методики определения объемов потребляемых ресурсов и введения повышающего коэффициента 1,5 при расчете размера платы за коммунальную услугу в случае, если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета, обращается внимание на проблему роста платежей. Сравнительный анализ выставленных счетов за текущий отопительный сезон и аналогичный период предыдущего года показал рост платежей от 2 до 11 раз. Кроме того, правилами предоставления коммунальных слуг несправедливо уравнены тарифы на тепло в отапливаемых нежилых помещениях и в подвальных помещениях, не оборудованных приборами отопления, в которых проходят исключительно общедомовые коммуникации.

Резкий рост платежей за тепловую энергию может привести к сворачиванию бизнеса у предпринимателей, эксплуатирующих нежилые помещения в многоквартирных домах.

По оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», аналогичная проблема, связанная с существенным ростов платежей, может возникнуть и с 1 июля 2017 г. в отношении платы за водоотведение после вступления в силу принятых постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 очередных поправок в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

По-прежнему сильным негативным фактором, влияющим на развитие здоровой конкуренции, остаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации и иные организации, чье финансирование осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Их деятельность при поддержке органов власти способствует монополизации конкурентных рынков с последующим вытеснением с них других предпринимателей. В связи с чем процедура создания новых ГУП (МУП) должна быть жестко урегулирована, в том числе по согласованию с ФАС России. Их организация возможна только в случае, если они создаются для осуществления деятельности на товарном рынке с недостаточно развитой конкуренцией.

Необходимо также провести оценку деятельности уже существующих предприятий на предмет целесообразности их дальнейшего существования.

В области торговли вызывают вопросы регулирования трансграничной торговли, эквайринга, злоупотребления торговых сетей своим доминирующим положением на рынке и запрета реализации табачной продукции в киосках.

«ОПОРА РОССИИ» также предлагает провести ревизию систем добровольной сертификации и обеспечить открытость их требований.

В настоящее время крупные государственные корпорации открыли для публичного доступа списки планируемых к закупке товаров и услуг. Они значительно упростили поиск закупок для предпринимателей, но при этом у субъектов малого и среднего предпринимательства практически отсутствует возможность в них участвовать и заключить государственный контракт. Это связано с тем, что почти все крупные заказчики требуют прохождение подрядчиками добровольной сертификации для установления соответствия стандартам заказчика в одобренных ими организациях. Стоимость услуг сертификации в таких организациях необоснованно высокая (до полутора миллионов рублей, в то время как обычная сертификация в рамках «национальной системы» обойдется в триста тысяч рублей).



Стать членом "Опоры России" Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов

Опрос предпринимателей по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата


Перечень показателей оценки предпринимательским сообществом деятельности органов местного самоуправления по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата


Бизнес-навигатор Бурятия