ИНДЕКС ЖЕНСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ


20.03.2017

 «53% женщин открыли свой бизнес после рождения детей», – свидетельствуют результаты третьей волны оценки Индекса женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index). Данное исследование, показывающее уровень деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России, проводится регулярно, третий год подряд, по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» при поддержке Общественной палаты РФ и Агентства стратегических инициатив.

Индекс является агрегированным относительным показателем, который характеризует деловую активность женщин с трех позиций: культура предпринимательства, предпринимательская экосистема и личные качества женщины.


По словам Гузелии Имаевой, генерального директора Аналитического центра НАФИ, который выступил оператором исследования, во-первых, Индекс женской предпринимательской активности является международной методикой, адаптированной к российским реалиям, во-вторых, за счет регулярности позволяет видеть более широкую картину, чем разовый замер, в-третьих, опрос проводится среди двух групп респондентов – женщин, имеющих собственное дело, и женщин, не ведущих бизнес, что позволяет сделать объективные выводы.

Сегодня женщины составляют 34% общего числа предпринимателей, этот показатель вырос вдвое по сравнению с 1990 г. Немаловажно, что более половины женщин, работающих по найму, хотели бы открыть свое дело. «Для страны это дополнительный ресурс экономического роста, повышения социального уровня и самозанятости, создания новых рабочих мест», – уверен секретарь Общественной палаты РФ, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Бречалов.


Как показало исследование, в обществе происходят положительные изменения в отношении к женщинам-предпринимателям. Во многом этому способствуют публикации в СМИ, реальные истории успешных бизнес-леди, а также деятельность специализированных сообществ. Ярким примером служит наш портал «Евразийское женское сообщество», на котором совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России» создан специальный раздел «Женщины и бизнес» с регулярно обновляющейся информацией об образовательных программах для женщин, государственных мерах поддержки, полезными советами и историями коллег-предпринимательниц.


По данным опроса, стимулом для создания собственного бизнеса для многих женщин является желание реализовать свою идею и приносить пользу. Важно отметить, что за последний год все больше представительниц прекрасного пола хотят открыть собственное дело по причине высокого социального статуса предпринимателя. Более 50% женщин в ходе опроса указали на тот факт, что с появлением собственного дела их личная жизнь улучшилась, а хобби и интересы стали разнообразными.

Сегодня отмечается и желание женщин поставлять свои продукты и услуги не только на внутренний, но и на международный рынок. Правда, пока только 5% предпринимательниц занимаются экспортом, но 21% потенциально готовы работать в этом направлении. Такое желание говорит о том, что продукция, выпускаемая предпринимательницами, ничем не хуже зарубежных производителей и сможет выдержать высокую конкуренцию. «Мы считаем, крайне важно создать экосистему, открыв доступ к информации, образованию, финансам и рынкам сбыта, как внутренним, так и международным», – отмечает председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 (ПАО) Надия Черкасова.

Результаты оценки третьей волны Индекса женской предпринимательской активности показали, что в России улучшается инфраструктура для развития бизнеса, действуют образовательные программы, создаются специализированные сообщества. Это помогает женщинам самореализоваться, раскрыть свой потенциал, преодолеть психологические барьеры и начать заниматься любимым делом.